восьмиклассники:
- объяснять и описывать природные явления на основе имеющихся научных знаний, прогнозировать изменения;
- применять методы естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные
- доказательства для получения выводов;
- описывать ситуацию на языке математики; применять математические понятия, факты, процедуры;
- интерпретировать или оценивать математические результаты; рассуждать.
контексте, связанные с образованием, профессиональной и научной деятельностью, которые можно разрешить, используя доступные знания и умения
из области математики и естественно-научных предметов.
По итогам работы ученикам присваивался тот или иной уровень математической и естественно-научной грамотности. Подробная информация
о комплексной работе представлена на сайте Красноярского ЦОКО.
В 2023 году работа для ребят оказалась сложной: в среднем за всю работу они набрали 10 баллов из 37 возможных.
По естественно-научной грамотности только 11% восьмиклассников продемонстрировали повышенный уровень, который говорит о том, что
у ученика сформирован достаточно широкий спектр умений и он может использовать их при работе с разной по содержанию информацией. Примерно
половина от всех участников показали базовый уровень, выполняли лишь часть определенных заданий, не требующие переноса умений на незнакомую
ситуацию. 38% участников не проявили естественно-научной грамотности.
Лучше всего восьмиклассники справились с интерпретацией данных и использованием научных доказательств, чуть труднее для них оказались
задания на применение методов естественно-научного исследования. Хуже всего им дается объяснение или описание природных явлений на основе
имеющихся научных знаний, хотя в таких заданиях нужно было использовать в первую очередь предметные знания.
По математической грамотности треть 8-классников показали базовый уровень, применили математические знания и умения в простейших
неучебных ситуациях. Примерно восьмая часть может с помощью имеющихся математических знаний и умений получить новую информацию и
принять решение (это повышенный уровень). Однако более половины (54%) учеников не справляются с заданиями, где нужно использовать
математические знания и умения и истолковать результаты математических операций применительно к реальной ситуации – у них математическая
грамотность не сформирована.
При этом лучше всего восьмиклассники справляются с заданиями на применение математических понятий, фактов, алгоритмов, в которых не
нужно искать связь с жизненной ситуацией. Труднее ребятам обнаружить в реальной ситуации математические закономерности, модели. Хуже всего
выполнили задания, где нужно было интерпретировать, оценивать результаты, рассуждать и приводить доказательства, – свободно использовать
математику в жизни они не могут.
Такие результаты говорят о необходимости подкреплять использование получаемых в школе знаний для решения жизненных ситуаций – причем
эта работа не должна ограничиваться только учебными заданиями и рамками урока, практическое применение знаний и умений облегчает жизнь, и в
этом подросток должен убеждаться на собственном опыте – помогая родителям, самостоятельно выполняя их поручения, решая вопросы, связанные
со своими увлечениями.