трех типов. Первый тип – задания, в которых требуется просто найти в тексте какую-либо информацию и извлечь ее. Второй – задания, где нужно сопоставлять, анализировать, обобщать, объяснять информацию. В заданиях третьего типа требуется применить то новое, что ученик узнал из текста, в другой ситуации, критически отнестись к представленной в тексте информации, увидеть противоречия, обосновать собственную точку зрения по тому вопросу, который обсуждается.
Из 31 тысячи школьников, выполнявших КДР6 в ноябре 2022 года, 89% продемонстрировали читательскую грамотность, 48% из них – на минимальном (пониженном) уровне. Он характеризуется фрагментарностью восприятия текста, способностью решать лишь некоторые читательские задачи.
Базовый уровень (верное понимание основного содержания текста, понятий, основных идей, достаточно точное извлечение информации из текста) показали около 30% шестиклассников; повышенный уровень (способность самостоятельно учиться на основе текстов и воспринимать новую информацию, соотносить разные точки зрения, решать большинство читательских задач) – около 10%. 12% учеников большую часть информации в тексте понимают неверно, неточно, на многие задания ответов просто не дают. Такой уровень грамотности считается недостаточным для дальнейшего обучения. Есть большой риск, что трудности в понимании и переработке информации будут нарастать. Ребенку обязательно нужна помощь.
Сегодня любой подросток, даже если он не любит читать, сталкивается с большим количеством текстов – в рекламе, соцсетях, блогах, – и ему нужно ориентироваться в этом потоке, критически и разумно относиться к тому, что он читает. Поговорите о книгах, статьях, новостях. Поделитесь своим опытом распознавания манипуляций, фейков, скрытой рекламы. Разделите радость от хорошего текста. Чтение помогает взаимопониманию между взрослыми и подростками и делает жизнь ярче и благополучнее.