Профилактика
На первом месте по распространенности находятся бытовые травмы, т.е. полученные во дворе, дома, во время игр и спортивных развлечений и т.д. Это падение с высоты (крыши, деревья), ранения острыми предметами; огнестрельные ранения из самопалов и пугачей; травмы, связанные с неправильным обращением с электричеством и электроприборами.
Нередко травмы у школьников возникают при неорганизованных занятиях спортом у детей младшего и среднего школьного возраста – при падении с качелей, при нарушении правил катания на санках, прыжках с трамплина, при катании на лыжах с крутых склонов, при езде на велосипеде и т.д.
Второе место занимает транспортный травматизм. Несчастные случаи на улицах и дорогах занимают первое место среди причин смертности от травм детей старше 4 лет.
Одно из ведущих мест среди причин смертности детей школьного возраста занимают несчастные случаи на воде. Они являются следствием безнадзорности детей во время купания, неумения их плавать, несоблюдения правил купания, а также нарушения взрослыми правил катания с детьми на лодках и других плавательных средствах.
Кроме того, достаточно часто регистрируются и отравления среди детей. Причинами отравления детей бывают различные ядовитые грибы, ягоды, листья стеблей, корневища растений, а также небрежно хранящиеся лекарственные вещества, ядохимикаты и др.
Опыт показывает, что детский травматизм связан, в основном, с отсутствием у детей прочных навыков правильного поведения в различных жизненных ситуациях, поэтому травматизму наиболее подвержены дети младшего школьного возраста.
Регистрируются несчастные случаи и в школе. Чаще всего они возникают во внеурочное время в классе, коридоре, во дворе. Большинство травм – результат недисциплинированности детей (падения с лестниц, парт, подоконников, подножки и т.д.). Вместе с тем причиной этих случаев могут стать нарушения санитарно-гигиенических норм и правил эксплуатации школьных помещений.
На втором месте по частоте происходящих в школе травм стоят повреждения, получаемые на уроках физкультуры. Происходят они, как правило, во время занятий на воздухе и на спортивных снарядах, не соответствующих по размерам гигиеническим нормам; при их неисправности; недостаточной физической подготовленности учащихся, отсутствии страховки и т.п.
Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны:
–неблагоустроенность внешней среды;
–халатность;
–недосмотр взрослых;
– неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.
Естественно, возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.
Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них.
Работа родителей по профилактике травматизма должна идти в 2 направлениях:
1) устранение травмоопасных ситуаций;
2) систематическое обучение детей основам профилактики травматизма. Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.
ПАДЕНИЯ
Падения являются основной причиной большинства несчастных случаев среди детей и самой распространенной причиной ушибов, переломов костей и серьезных травм головы. Дети падают с кроватей, со столов, ступенек, с окон и крылец, с деревьев, с велосипедов и игрового оборудования, на льду и т.д.
Во избежании падений зимой, следите, чтобы дорожки были очищены ото льда, используйте для этой цели смесь соли с песком.
Дети, начинающие ходить, постоянно подвергаются риску упасть с окон и со ступенек, дети постарше могут свалиться с крыши, упасть на игровых площадках или с оборудования, установленного в местах развлечений. Большинство падений в домашних условиях происходит с детьми до четырех лет.
На первом месте по распространенности находятся бытовые травмы, т.е. полученные во дворе, дома, во время игр и спортивных развлечений и т.д. Это падение с высоты (крыши, деревья), ранения острыми предметами; огнестрельные ранения из самопалов и пугачей; травмы, связанные с неправильным обращением с электричеством и электроприборами.
Нередко травмы у школьников возникают при неорганизованных занятиях спортом у детей младшего и среднего школьного возраста – при падении с качелей, при нарушении правил катания на санках, прыжках с трамплина, при катании на лыжах с крутых склонов, при езде на велосипеде и т.д.
Второе место занимает транспортный травматизм. Несчастные случаи на улицах и дорогах занимают первое место среди причин смертности от травм детей старше 4 лет.
Одно из ведущих мест среди причин смертности детей школьного возраста занимают несчастные случаи на воде. Они являются следствием безнадзорности детей во время купания, неумения их плавать, несоблюдения правил купания, а также нарушения взрослыми правил катания с детьми на лодках и других плавательных средствах.
Кроме того, достаточно часто регистрируются и отравления среди детей. Причинами отравления детей бывают различные ядовитые грибы, ягоды, листья стеблей, корневища растений, а также небрежно хранящиеся лекарственные вещества, ядохимикаты и др.
Опыт показывает, что детский травматизм связан, в основном, с отсутствием у детей прочных навыков правильного поведения в различных жизненных ситуациях, поэтому травматизму наиболее подвержены дети младшего школьного возраста.
Регистрируются несчастные случаи и в школе. Чаще всего они возникают во внеурочное время в классе, коридоре, во дворе. Большинство травм – результат недисциплинированности детей (падения с лестниц, парт, подоконников, подножки и т.д.). Вместе с тем причиной этих случаев могут стать нарушения санитарно-гигиенических норм и правил эксплуатации школьных помещений.
На втором месте по частоте происходящих в школе травм стоят повреждения, получаемые на уроках физкультуры. Происходят они, как правило, во время занятий на воздухе и на спортивных снарядах, не соответствующих по размерам гигиеническим нормам; при их неисправности; недостаточной физической подготовленности учащихся, отсутствии страховки и т.п.
Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны:
–неблагоустроенность внешней среды;
–халатность;
–недосмотр взрослых;
– неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.
Естественно, возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.
Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них.
Работа родителей по профилактике травматизма должна идти в 2 направлениях:
1) устранение травмоопасных ситуаций;
2) систематическое обучение детей основам профилактики травматизма. Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.
ПАДЕНИЯ
Падения являются основной причиной большинства несчастных случаев среди детей и самой распространенной причиной ушибов, переломов костей и серьезных травм головы. Дети падают с кроватей, со столов, ступенек, с окон и крылец, с деревьев, с велосипедов и игрового оборудования, на льду и т.д.
Во избежании падений зимой, следите, чтобы дорожки были очищены ото льда, используйте для этой цели смесь соли с песком.
Дети, начинающие ходить, постоянно подвергаются риску упасть с окон и со ступенек, дети постарше могут свалиться с крыши, упасть на игровых площадках или с оборудования, установленного в местах развлечений. Большинство падений в домашних условиях происходит с детьми до четырех лет.
Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.
Что такое правонарушение?
Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).
Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.
В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско- правовую.
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.
За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.
Выделяют следующие стадии откланяющегося поведения подростков:
- неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
- порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);
-предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
- противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Почему формируется такое поведение? Что влияет на подростков?
1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.
Для ребенка самый действенный образец это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.
2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
3. Гиперопека. Нет свободы выбора у ребенка, так как родители боясь, чтобы их дети не наделали ошибок, не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка.
4. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.
5. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.
Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования, осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга - мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.
Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.
Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.
Что такое правонарушение?
Правонарушение — это виновное поведение праводееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).
Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.
В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско- правовую.
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.
За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.
Выделяют следующие стадии откланяющегося поведения подростков:
- неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
- порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);
-предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
- противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Почему формируется такое поведение? Что влияет на подростков?
1. Неблагоприятные условия семейного воспитания.
Для ребенка самый действенный образец это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.
2. Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
3. Гиперопека. Нет свободы выбора у ребенка, так как родители боясь, чтобы их дети не наделали ошибок, не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка.
4. Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера.
5. Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.
Наиболее эффективны в работе по профилактике правонарушений школы с развитой структурой внеурочной деятельности, учитывающей интересы разных возрастов, прежде всего подростков. Создание в школах структурных подразделений дополнительного образования, осуществление досуговых программ, организация любительской самодеятельности (художественной, технической, спортивной), организация семейного досуга - мощный источник привлекательности школы и ресурс профилактики отклоняющегося поведения.
Таким образом, профилактика правонарушений предполагает, что школа становится местом, где ребенок реально находит применение своим возможностям и инициативе.
Сегодня всемирная компьютерная сеть Интернет стала самым крупным и всеохватывающим средством массовой информации. Интернет - это способ разнообразной мгновенной коммуника¬ции, «территория свободы личности» и средство гласности, источник актуальной информации, огромный мультимедиаархив, глобальная игровая площадка. Однако приходится очередной раз констатировать тот факт, что развитие цивилизации неизменно сопровождается не только улучшением качества жизни людей, но и порождением новых проблем.
Су¬щес¬тво¬вание ки¬бер-опас¬ностей так¬же не¬ос¬по¬римо, как поль¬за и удо¬воль¬ствие от ис¬поль¬зо¬вания ин¬тернет-ре¬сур¬сов. За бе¬зопас¬ностью поль¬зо¬вате¬лей сле¬дят как го¬сударс¬твен¬ные струк¬ту¬ры, так и сот-рудни¬ки ин¬тернет-сер¬ви¬сов. Тем не ме¬нее, ежед¬невно по¬яв¬ля¬ют¬ся но¬вые жер¬твы, ча¬ще все¬го пос¬тра¬дав¬шие от собс¬твен¬ной не¬ос¬ве¬дом¬леннос¬ти.
Памятка для обучающихся «Осторожно! Негативный контект сети Интернет» познакомила обучающихся с Интернет-преступлениями (по статьям 272, 273, 274 УК РФ):
- «взлом» чужого компьютера или сети, распоряжение чужими данными;
- нарушение работы чужих сайтов;
- «компьютерный шпионаж», съем чужих денег в банках через онлайн-сервисы;
- «фишинг» - получение чужого пароля обманом (например, при помощи ложной интернет-страницы такого же вида, как настоящая, или писем с просьбой отправить пароль якобы ад¬министратору сети);
- перехват данных - снятие информации с чужих кредитных карт для создания их клонов и опустошения чьего-то кошель¬ка;
- нарушение авторского права - распространенное в России скачивание изображений, фильмов, музыки.
Правила безопасного нахождения в сети Интернет
1. Хранить личную информацию вне доступа по¬сторонних лиц.
2. Держать личные пароли в секрете.
3. Не выдавать и не передавать никакие личные данные через Интернет (домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы родителей и т.п.).
4. При общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), использовании онлайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, следует вы¬брать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.
5. Не запускать файлы из неподтвержденных источни¬ков.
6. Уважать собеседников в Интернете.
7. Не соглашаться на встречи с незнакомцами.
Использовать антивирусную технологию для обнаружения и уничтожения вирусов, червей, троянцев, дозвонщиков, рекламных программ и спама, а также персональ¬ный брандмауэр.
Существует ряд действий, которые может предпринять преподаватель, чтобы увеличить безопасность обучающихся в Интернете.
1. Напоминать обучающимся о технике безопасности и правилах пользования компьютером.
2. Не позволять обучающимся блуждать по Сети - они могут по¬пасть в небезопасную зону; выбрать несколько сайтов, пред¬ставляющих интерес и сосредоточить на них внимание.
3. Следить за теми обучающимися, которые быстро выключают мо¬ниторы, смеясь над увиденным на экране, группируются во¬круг одного компьютера или выглядят смущенными - это зна¬ки потенциальной неприятности.
4. Не запрещать любимые занятия обучающихся в Интернете (чаты, электронная переписка), а исследовать возможности исполь¬зования этих технологий для расширения обучения и получе¬ния знаний.
5. Вести разъяснительную работу с обучающимися и родителями о взаимодействии подростка и сети Интернет.
6. Создать условия для избежания ситуации кибер-зависимости: самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости, поэтому следует прививать любовь к здоровому образу жизни, активизировать общение с живой природой, развивать творческие прикладные увлечения.
Все знают о вирусах, но мало кто знает, как с ними бороться. Главный совет: избегать вирусов, которые передаются через мгновенные сообщения! Но это лишь общие слова без конкретных рекомендаций.
1. Относитесь с осторожностью к ссылкам и файлам, которые передаются через мгновенные сообщения. Никогда не щелкайте ссылку, чтобы открыть, принять или загрузить файл в мгновенном сообщении, если оно получено от неизвестного пользователя
2. Обновляйте свое программное обеспечение Windows. Посетите Центр обновления Майкрософт, чтобы просканировать свой компьютер и установить все доступные обновления с высоким приоритетом.
3. Убедитесь, что используется обновленная версия программы обмена мгновенными сообщениями. Если используется MSN Messenger, обновитесь до Windows Live Messenger, что позволит блокировать вложения, содержащие вредоносное ПО.
4. Используйте антивирусное и антишпионское программное обеспечение Microsoft Security Essentials и постоянно его обновляйте.
5. Работайте на компьютере под учетной записью стандартного пользователя, а не администратора. Windows Vista и Windows 7 включают функцию контроля учетных записей, которая позволяет работать на компьютере под учетной записью стандартного пользователя, но в то же время включать возможности администратора.
Отсюда золотое правило Интернет-пользователя: злоупотребление правом на свободу выражения мыслей является правонарушением, а свобода одного человека закончится именно там, где начнется свобода другого.
Сегодня всемирная компьютерная сеть Интернет стала самым крупным и всеохватывающим средством массовой информации. Интернет - это способ разнообразной мгновенной коммуника¬ции, «территория свободы личности» и средство гласности, источник актуальной информации, огромный мультимедиаархив, глобальная игровая площадка. Однако приходится очередной раз констатировать тот факт, что развитие цивилизации неизменно сопровождается не только улучшением качества жизни людей, но и порождением новых проблем.
Су¬щес¬тво¬вание ки¬бер-опас¬ностей так¬же не¬ос¬по¬римо, как поль¬за и удо¬воль¬ствие от ис¬поль¬зо¬вания ин¬тернет-ре¬сур¬сов. За бе¬зопас¬ностью поль¬зо¬вате¬лей сле¬дят как го¬сударс¬твен¬ные струк¬ту¬ры, так и сот-рудни¬ки ин¬тернет-сер¬ви¬сов. Тем не ме¬нее, ежед¬невно по¬яв¬ля¬ют¬ся но¬вые жер¬твы, ча¬ще все¬го пос¬тра¬дав¬шие от собс¬твен¬ной не¬ос¬ве¬дом¬леннос¬ти.
Памятка для обучающихся «Осторожно! Негативный контект сети Интернет» познакомила обучающихся с Интернет-преступлениями (по статьям 272, 273, 274 УК РФ):
- «взлом» чужого компьютера или сети, распоряжение чужими данными;
- нарушение работы чужих сайтов;
- «компьютерный шпионаж», съем чужих денег в банках через онлайн-сервисы;
- «фишинг» - получение чужого пароля обманом (например, при помощи ложной интернет-страницы такого же вида, как настоящая, или писем с просьбой отправить пароль якобы ад¬министратору сети);
- перехват данных - снятие информации с чужих кредитных карт для создания их клонов и опустошения чьего-то кошель¬ка;
- нарушение авторского права - распространенное в России скачивание изображений, фильмов, музыки.
Правила безопасного нахождения в сети Интернет
1. Хранить личную информацию вне доступа по¬сторонних лиц.
2. Держать личные пароли в секрете.
3. Не выдавать и не передавать никакие личные данные через Интернет (домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы родителей и т.п.).
4. При общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), использовании онлайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, следует вы¬брать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.
5. Не запускать файлы из неподтвержденных источни¬ков.
6. Уважать собеседников в Интернете.
7. Не соглашаться на встречи с незнакомцами.
Использовать антивирусную технологию для обнаружения и уничтожения вирусов, червей, троянцев, дозвонщиков, рекламных программ и спама, а также персональ¬ный брандмауэр.
Существует ряд действий, которые может предпринять преподаватель, чтобы увеличить безопасность обучающихся в Интернете.
1. Напоминать обучающимся о технике безопасности и правилах пользования компьютером.
2. Не позволять обучающимся блуждать по Сети - они могут по¬пасть в небезопасную зону; выбрать несколько сайтов, пред¬ставляющих интерес и сосредоточить на них внимание.
3. Следить за теми обучающимися, которые быстро выключают мо¬ниторы, смеясь над увиденным на экране, группируются во¬круг одного компьютера или выглядят смущенными - это зна¬ки потенциальной неприятности.
4. Не запрещать любимые занятия обучающихся в Интернете (чаты, электронная переписка), а исследовать возможности исполь¬зования этих технологий для расширения обучения и получе¬ния знаний.
5. Вести разъяснительную работу с обучающимися и родителями о взаимодействии подростка и сети Интернет.
6. Создать условия для избежания ситуации кибер-зависимости: самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости, поэтому следует прививать любовь к здоровому образу жизни, активизировать общение с живой природой, развивать творческие прикладные увлечения.
Все знают о вирусах, но мало кто знает, как с ними бороться. Главный совет: избегать вирусов, которые передаются через мгновенные сообщения! Но это лишь общие слова без конкретных рекомендаций.
1. Относитесь с осторожностью к ссылкам и файлам, которые передаются через мгновенные сообщения. Никогда не щелкайте ссылку, чтобы открыть, принять или загрузить файл в мгновенном сообщении, если оно получено от неизвестного пользователя
2. Обновляйте свое программное обеспечение Windows. Посетите Центр обновления Майкрософт, чтобы просканировать свой компьютер и установить все доступные обновления с высоким приоритетом.
3. Убедитесь, что используется обновленная версия программы обмена мгновенными сообщениями. Если используется MSN Messenger, обновитесь до Windows Live Messenger, что позволит блокировать вложения, содержащие вредоносное ПО.
4. Используйте антивирусное и антишпионское программное обеспечение Microsoft Security Essentials и постоянно его обновляйте.
5. Работайте на компьютере под учетной записью стандартного пользователя, а не администратора. Windows Vista и Windows 7 включают функцию контроля учетных записей, которая позволяет работать на компьютере под учетной записью стандартного пользователя, но в то же время включать возможности администратора.
Отсюда золотое правило Интернет-пользователя: злоупотребление правом на свободу выражения мыслей является правонарушением, а свобода одного человека закончится именно там, где начнется свобода другого.
трудные ситуации, неудачи в учебе, работе, сложности общения, непонимание близких,
неуверенность в себе, грусть, печаль, тоска. Порой кажется, что и выхода из всего этого нет.
В такое время важно помнить о том, что из любой, даже на первый взгляд самой
неразрешимой ситуации есть выход!!!
Главное – не молчать, поделиться своими трудностями и проблемами с
человеком, которому ты доверяешь, и вместе постараться прояснить, отчего и почему
возникли трудности, что можно сделать, куда обратиться, и нужно ли обратиться.
Позволь дать тебе несколько советов и напоминаний:
1.В любой, даже очень непростой, ситуации, сохраняй самообладание. Это поможет
тебе сохранить силы, которые необходимы для благополучного разрешения ситуации.
2.Вспомни людей, героев фильмов, книг, которым в сложной ситуации удалось
сохранить самообладание, не отчаиваться, правильно себя вести и принимать правильные
решения. Вспомни все, что ты знаешь о правилах правильного поведения в сложных
ситуациях.
3.Вспомни трудные периоды своей жизни и как ты смог с ними справиться, людей,
которые тебе помогли и поддержали.
Если тебе от печали и отчаяния стало очень-очень плохо, попробуй:
1.Пошевелить пальцами правой ноги, подвигать мышцами лица, растянуть губы в
подобии улыбки, пошлёпать губами - в общем «оживить себя», немного снять напряжение.
2.Чтобы почувствовать себя спокойнее, нужно некоторое время правильно подышать.
Дыши ровно и глубоко, так, чтобы двигался живот (будто в животе яркий воздушный шарик
и ты надуваешь его), и чтобы каждый выдох (сдувание шарика), был длиннее вдоха.
3.Если позволяет время важно занять себя:
-в подробностях вспоминай любимые фильмы, мультфильмы, книги;
-восстанови детально в памяти день твоей жизни, когда тебе было хорошо и радостно,
спокойно: вспомни точную последовательность событий этого дня: что ты делал, с кем
встречался, что говорил, потом прокрути в памяти все события дня в обратной
последовательности.
-вспомни, что ты видел в тот день: людей и предметы, как они выглядели, двигались,
потом восстанови в памяти все звуки этого дня: голоса, музыку, шум; затем - все запахи;
-вспомни радостные или смешные моменты из своего детства.
И, самое главное, помни следующее:
ЖИЗНЬ продолжается, несмотря ни на что, помощь обязательно придет,
сложные периоды жизни всегда заканчиваются. Важно, что, выйдя из сложной
ситуации, ты станешь сильнее и сможешь помочь другим. У тебя есть дела, планы,
мечты, которые тебе надо осуществить и есть любимые близкие люди, которые любят
тебя просто так, просто за то, что ты есть!
Круглосуточный Телефон Доверия для детей, подростков и их родителей:
8 - 800 - 2000 – 122 (звонки анонимные и бесплатные с любого телефона)
Травля детей в школе или Интернете – явление в современном мире весьма распространенное. В психологии этот процесс называют
«Буллинг» (англ.-агрессивное преследование одного из членов коллектива). Чаще всего травят за то, что кто-то не такой как все.
С буллингом (травлей) связаны переживания неприятных эмоций таких, как страх, вина, стыд, беспомощность, ненависть, отчаяние.
Участники буллинга:
агрессор–тот, кто притесняет (обидчик);
«агрессята» - те, кто поддерживают агрессора;
наблюдатели – временные участники буллинга;
жертва – тот, кого притесняют.
Что делать, если Вы стали жертвой буллинга в школе
Обязательно расскажите о сложившейся ситуации кому-то из взрослых, которым доверяете (учителю, воспитателю, руководителю кружка и пр.).
Не стесняйтесь просить о помощи.
Не отвечайте агрессией на агрессию,
это только ухудшит ситуацию.
Не соглашайтесь разобраться с обидчиком один на один, после уроков.
Не миритесь с участью жертвы, старайтесь привлечь на свою сторону друзей, так будет проще справиться с ситуацией притеснения.
Поставьте в известность о происходящем взрослых (классного руководителя, родителей). Ситуация притеснения может иметь очень тяжелые последствия как для жертвы, так и для всех его участников.
Не бойтесь заступиться за одноклассника, если считаете, что его унижают. Помните, каждый может оказаться в трудной ситуации, поэтому нужно поддерживать друг друга.
Объединитесь с друзьями и заступитесь за одноклассника все вместе.
Разрешайте конфликт конструктивным способом, словами, без применения физической силы.
Как наладить отношения с одноклассниками
Старайтесь не избегать общения. Больше общайтесь с одноклассниками. Участвуйте в дискуссиях и разговорах.
Находите больше общих тем для беседы и разговора, интересуйтесь тем, что им нравится. Предлагайте свои темы для разговора.
Предложите совместное мероприятие всем классом – поход в кино, на каток.
Если какие-то привычки или внешний вид одноклассников кажутся Вам странными и отличаются от Ваших, постарайтесь не осуждать их. Помните, что для других могут быть непонятными Ваши привычки.
Общайтесь не только с людьми Вашего пола.
Имейте свое мнение, но при этом не доказывайте, что мнение других неправильное.
Рекомендации для Вас, подростки
Чтобы не стать жертвой буллинга Вы должны уметь:
- не показывать свое превосходство над другими;
- не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода;
- не хвастаться, не задираться своими успехами, электронными средствами, своими родителями;
- не демонстрировать свою элитарность;
- не ябедничать;
- не подлизываться к учителям;
- не давать повода для унижения чувства собственного достоинства;
- не показывать свою физическую силу;
- не игнорировать «решения» класса, если они не противоречат нравственным нормам и законодательству;
- не показывать свою слабость при физических дефектах;
- постараться общаться с каждым учеником из своего класса;
- найти несколько друзей среди одноклассников;
- проводить свободное время с одноклассниками;
- не стремиться всегда побеждать в спорах, иногда лучше идти на компромисс;
- научиться проигрывать, если неправ;
- уважать мнение своих одноклассников
Буллинг относительно новый термин, обозначающий старое, вековое явление – детскую жестокость. Заметное звучание проблема буллинга приобретает в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих детей, внутренних и внешних условий их развития. Именно в это время, усвоив определенные паттерны поведения, например поведение «жертвы», подросток может следовать им всю последующую жизнь. При этом ситуация буллинга негативно влияет не только на «жертв», но и на «агрессоров», т.к. если проявление агрессии оказывается эффектным, то это может закрепится в качестве стиля поведения в будущем.
Буллинг (bullying,от англ. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – длительный процесс сознательного жестокого отношения, физического, словесного и (или) психологического преследования со стороны одного или группы детей к другому ребенку (другим детям). Буллингу дети могут подвергаться не только в школе, но и в социальных сетях, что гораздо сложнее присечь.
Школьный буллинг можно разделить на две основные формы:
1. Физический школьный буллинг - умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и др.;
сексуальный буллинг является подвидом физического (действия сексуального характера).
2. Психологический школьный буллинг - насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность. К этой форме можно отнести:
• вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);
• обидные жесты или действия(например, плевки в жертву либо в её направлении);
• запугивание(использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);
• изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом);
• вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);
• повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы)
Новая разновидность школьного буллинга- кибербуллинг – жертва получает оскорбления на свой электронный адрес, унижения с помощью мобильных телефонов или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, обзывание, распространение слухов и др.).
Кибер-буллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull — бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить.
Участники буллинга
В ситуации травли всегда есть зачинщики, жертвы и, конечно, преследователи — основная масса детей, которая под руководством зачинщиков осуществляет травлю. Иногда в классе присутствуют и нейтральные наблюдатели, которые не отличаются от преследователей, так как своим молчанием они поощряют травлю, никак ей не препятствуя.
Бывает, что среди одноклассников находятся и защитники жертвы. Иногда появление защитника способно в корне изменить ситуацию (особенно если защитников несколько или с их мнением в классе считаются) — большинство преследователей оставляют изгоя в покое, конфликт сходит на нет в самом начале.
Но довольно часто защитник изгоя и сам становится изгоем. Например, если, подчиняясь воле учителя, ребенок вынужден сидеть за одной партой с изгоем, то он может постепенно стать объектом насмешек, если только не начнет активно принимать участие в травле соседа по парте.
Зачинщики. Обычно один-два человека в классе становятся инициаторами травли. Им по каким-то причинам не понравился кто-то из одноклассников и они начинают его дразнить, задирать, осмеивать, демонстративно избегать, не принимать в игры.
Чаще всего в основе преследования лежит стремление самоутвердиться, выделиться. Очень редко травля — это результат личной мести.
Знаменитый норвежский психолог Дан Ольвеус отметил их следующие типичные черты, несмотря на то, что подобные черты характера могут встретиться и у детей, не являющихся инициаторами школьного буллинга. Что же это за дети?
• Это дети, уверенные в том «господствуя» и подчиняя, гораздо легче будет добиться своих целей;
• Не умеющие сочувствовать своим жертвам;
• Физически сильные мальчики;
• Легко возбудимые и очень импульсивные, с агрессивным поведением.
• Желающими быть в центре внимания;
• Уверенные в своём превосходстве над жертвой;
• С высоким уровнем притязаний;
• Мечтающие быть лидерами в классе;
• Агрессивные дети, «нуждающиеся» для своего самоутверждения в жертве;
• Дети не признающие компромиссы;
• Со слабым самоконтролем;
• Интуитивно чувствующие, какие одноклассники не будут оказывать им сопротивление.
Итак, инициаторами травли могут стать:
• активные, общительные дети, претендующие на роль ли¬дера в классе;
• агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безот¬ветную жертву;
• дети, стремящиеся любой ценой быть в центре внимания;
• дети, привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» (подоб¬ный шовинизм или снобизм является результатом соответ-ствующего семейного воспитания);
• эгоцентрики, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;
• максималисты, не желающие идти на компромиссы дети (особенно в подростковом возрасте).
Преследователи. Как уже говорилось, зачинщиками травли становятся
не¬сколько человек, все остальные являются их последователями. Они с
удовольствием смеются над неудачами изгоя, прячут его вещи в туалете,
подхватывают обидные прозвища, не упускают случая его толкнуть, оскорбить или
демонстративно игнорируют и не желают принимать его в свои игры. Почему же
добрые и отзывчивые по отношению к своим близким дети становятся тиранами
для не сделавшего ничего плохого лично им сверст¬ника?
Во-первых, большинство ребят подчиняются так называе¬мому стадному чувству: «Все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул». Ребенок не задумывается над происходящим, он просто участвует в общем веселье. Ему в голову не приходит, что чувствует в этот момент жертва, как ей больно, обидно и страшно.
Во-вторых, некоторые делают это в надежде заслужить рас¬положение лидера класса.
В-третьих, кое-кто принимает участие в травле от скуки, ради развлечения (они с тем же восторгом будут пинать мяч или играть в салки).
В-четвертых, часть детей активно травят изгоя из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пой¬ти против большинства.
И наконец, небольшой процент преследователей таким обра¬зом самоутверждается, берет реванш за свои неудачи в чем-то. У них недостает энергии, чтобы стать зачинщиками, но они охотно подхватывают чужую инициативу. Чаще всего это дети, которых третируют во дворе, обижают старшие, жестоко нака¬зывают родители, они неуспешны в учебе и не вызывают осо¬бых симпатий у одноклассников. Можно выделить следующие психологические характеристи¬ки детей, становящихся преследователями:
• Несамостоятельны, легко поддаются влиянию окружаю¬щих, безынициативны.
• Конформисты, всегда стремятся следовать правилам, не¬ким стандартам (очень прилежны и законопослушны во всем, что касается школьных правил).
• Не склонны признавать свою ответственность за происхо¬дящее (чаще всего считают виноватыми других).
• Часто подвержены жесткому контролю со стороны стар¬ших (их родители очень требовательны, склонны приме¬нять физические наказания).
• Эгоцентричны, не умеют ставить себя на место другого. Не склонны задумываться о последствиях своего поведения (в беседах часто говорят: «Я и не подумал об этом»).
• Неуверенны в себе, очень дорожат «дружбой», оказанным доверием со стороны лидеров класса (в социометрических исследованиях получают наименьшее количество выборов, нет взаимных выборов ни с кем из класса).
• Трусливы и озлоблены.
Ещё один аспект подростковой жестокости, который имеет связь с естественными законами возрастной психологии – это жестокость, проявляющаяся в группе. Даже взрослый в толпе начинает вести себя несвойственным для него образом, подчас вопреки своим собственным нравственным принципам. В определенных условиях человек, не склонный к насилию, может неожиданно продемонстрировать жестокость. По закону толпы происходит общее снижение интеллекта, снимается личная ответственность за содеянное. При этом мы знаем, что подростку чрезвычайно важно принадлежать группе сверстников, а страх оказаться вне группы, самому стать объектом насмешек сверстников может ситуативно толкать подростка на соучастие в действиях группы. При последующем разбирательстве один на один в кабинете психолога участники таких инцидентов зачастую выглядят достаточно растерянно, некоторые действительно не могут понять, как смогли оказаться участниками коллективных жестоких выходок.
Жертвы. Жертвами буллинга, как правило, но не всегда, становятся дети чувствительные и не способные постоять за себя. Не те дети, которым не свойственно агрессивное поведение, как часто думают, а дети, которые лишены настойчивости, не умеют демонстрировать уверенность и отстаивать ее. Самая вероятная жертва – ученик, который старается сделать вид, что его не задевает оскорбление или жестокая шутка, но лицо выдает его (оно краснеет или становится очень напряженным, на глазах могут появиться слезы). Дети, которые не могут спрятать своей незащищенности, могут спровоцировать повторение инцидента со стороны агрессора-властолюбца.
Американские исследования Дэна Олвеуса позволяют выделить два типа жертв: Первая: не могущие скрыть слабости (дети, физически слабые, неуверенные, эмоционально реагирующие дети, тревожные, а также такие, которые предпочитают общество учителей обществу сверстников).
Вторая: дети, невольно провоцирующие негативное к себе отношение. Ко второй категории относятся неадекватно (слишком бурно) реагирующие на провокации (так, что их поведение вызывает насмешки у зрителей), неприятные в общении дети из-за дурных привычек (например, неряшливые), а также дети, вызывающие активную неприязнь взрослых. Бывает и так, что учитель сам выделяет в коллективе неугодного ученика и, унижая его публично, задает нормы допустимого поведения для школьников.
Наблюдатели. В школьной ситуации буллинга основная масса детей – наблюдатели. И они также нуждаются в серьезной помощи для осмысления полученного опыта. Все зрители, очевидцы буллинга даже если они не вмешиваются и не реагируют, конечно, испытывают большое психологическое давление. Очевидцы буллинга часто испытывают страх в школе, а также чувство, характерное для травматиков – беспомощность перед лицом насилия. Даже если оно направлено не на них непосредственно. Они даже могут испытывать чувство вины из-за того, что не вступились или, в некоторых случаях, из-за то, что они присоединились к буллингу. Все это может постепенно изменить школьные отношения и нормы, сделать их циничными и безжалостными по отношению к жертвам.
Если ваш ребенок стал жертвой буллинга
Большинство детей стесняются признаться в том, что над ними издеваются. Они могут никому об этом не рассказывать. Если ваш ребенок все-таки пришел к вам за помощью, отнеситесь к этому серьезно. Если ребенок впервые попросил о помощи, но к нему не отнеслись серьезно, второй раз он уже к вам не обратится.
Как догадаться, что ребенок – жертва буллинга?
Вот сигналы, на которые следует обратить внимание.
• Ваш ребенок: - не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве.
• Не имеет близких приятелей, с которыми проводят досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону).
• Одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники, или он сам никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придёт.
• По утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти за занятия;
• Задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне.
• У него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в ОУ или покончит жизнь самоубийством.
• В его поведении просматриваются резкие перемены в настроении.
• Злость, обиду, раздражение вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные).
• Выпрашивает или тайно берет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка (особую тревогу стоит проявлять в том случае, когда исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения – деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков).
• Приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол; книги, тетради, сумка находятся в аварийном состоянии.
• Выбирает нестандартную дорогу в ОУ.
Как помочь своему ребёнку, ставшему жертвой школьного буллинга
- прежде всего, понять истинную причину происшедшего с ним;
- убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга;
- сообщить об этом учителю и школьному психологу;
- сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации;
- если ребёнок был сильно напуган и потрясён случившимся, не отправлять его на следующий день в школу;
- при сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;
- в случае развития посттравматического стрессового синдрома немедленно обратиться к специалистам;
- ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.
- успокоить и поддержать ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось».
Не отчаивайтесь, поддерживайте ребенка, если он оказался в роли жертвы школьного насилия, и вместе ищите ресурсы для преодоления ситуации. Напомните ему, что есть сферы его жизни, в которых он чувствует себя уверенно, есть люди (одноклассники, родственники, родители), которые могут быть привлечены для участия в решении проблемы, есть его «зоны успешности», на которых важно концентрировать внимание. Это поможет ребенку восстановить самооценку. Очень часто ребенок оправдывает своего преследователя, обвиняет себя в том, что происходит. Необходимо совместно с ребенком обсудить мотивы поведения агрессора: самоутверждение, психологическая компенсация за испытанное самим насилие, своеобразная самооборона от агрессии окружающего мира. Выход может оказаться простым, но ребенку в состоянии стресса не приходит в голову использовать имеющиеся у него ресурсы. Иногда достаточно малейшего вмешательства, простой демонстрации намерения защитить, чтобы прекратить преследования.
Родители могут сыграть важную роль в предотвращении проявлений буллинга.
Вот несколько советов об этом:
• Учите детей решать проблемы конструктивно, без агрессивности, хвалите их, когда у них это получается.
• Хвалите их, когда они хорошо себя ведут, это поможет им поднять самооценку. Детям нужна уверенность в себе, чтобы они могли отстоять свою точку зрения.
• Спросите у детей, как прошел их день в ОУ, внимательно выслушайте, что они говорят о своих одноклассниках и проблемах, об ОУ.
• Серьезно отнеситесь к буллингу. Большинство детей стесняются рассказывать, что их обижают. Возможно, у вас будет только один шанс на то, чтобы помочь ребенку.
• Если вы видите, что кого-то обижают, обязательно вступитесь за ребенка, даже если обидчиком является ваше чадо.
• Призывайте ребенка оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
• Никого не обижайте сами. Если детей обижают дома, они будут вымещать злость на других. Если ваш ребенок видит, что вы обижаете кого-то другого, насмехаетесь над ним или сплетничаете о ком-то, он будут поступать так же.
Будьте внимательны к своему ребенку, стремитесь к доверительным отношениям с ним, поддерживайте его в трудных ситуациях, обращайтесь за помощью к педагогам, психологам и руководителям образовательной организации!